Стиль ар-нуво стал популярным в конце XIX века, его можно считать первым новым направлением в искусстве после промышленной революции. Это новое искусство отвергало строгие каноны прошлых эпох и призывало к более живым, естественным формам. Ар-нуво, что переводится как "новый стиль", был реакцией на массовое производство, он стремился вернуть уникальность и красоту природы в предметы декора и архитектуру.
Промышленная революция принесла массовое машинное производство, стандартизацию и низкое качество изделий. В ответ на это творцы нового искусства, ар-нуво, призывали вернуться к ручной работе, индивидуальности и вдохновению из природы. Художники критиковали прямолинейность и отсутствие фантазии в преобладающих тогда стилях неоренессанс и неоклассицизм. Это новое направление предлагало изящные, плавные линии и витиеватые узоры, часто заимствованные у растений и живых форм.
Ар-нуво отличался плавными, изогнутыми линиями, отвергая прямые углы и строгую геометрию. Повсюду использовались растительные узоры в виде стеблей, листьев и цветов. Природа служила главным источником вдохновения для создателей нового стиля. Они стремились гармонично объединить красоту окружающего мира и человеческие творения. В оформлении интерьеров ар-нуво бытовали асимметричные композиции, изображения бабочек, птиц, водных мотивов и других элементов природы.
Одним из родоначальников ар-нуво считается чешский художник Альфонс Муха. Его плакаты и иллюстрации, создававшиеся в 1890-х годах, во многом определили узнаваемый образ нового стиля. На них часто изображались женские фигуры в причудливых изогнутых линиях, окруженные растительным орнаментом.
В интерьере квартиры, оформленном в стиле ар-нуво, можно встретить следующие особенности:
Характерными элементами декора в интерьерах ар-нуво являются изогнутые линии, напоминающие стебли растений, и растительные орнаменты. Они присутствуют в резьбе по дереву, кованых изделиях, витражах, мозаике, рельефах и многих других декоративных элементах. Природные узоры с мотивами цветов, листьев, завитков создают плавный, текучий рисунок без острых углов. Часто используются изогнутые спинки стульев, витые ножки столов, волнистые очертания зеркал и рам.
Для отделки интерьеров в стиле ар-нуво выбирались натуральные материалы - дерево, керамика, стекло, кованый металл. Ценились красота природных фактур и теплые приглушенные тона. Использовались матовые лакированные поверхности с минимумом блеска. В цветовой палитре преобладали нейтральные оттенки - бежевый, коричневый, серый, терракотовый, дополненные вкраплениями насыщенных оливковых, бирюзовых, бордовых тонов.
Испанский зодчий Антонио Гауди прославился не только своими невероятными архитектурными творениями, но и предметами мебели в стиле ар-нуво. Он разрабатывал дизайн стульев, кресел, комодов, торшеров и других интерьерных изделий для своих знаменитых строений. Гауди являл собой квинтэссенцию модерна, его мебельные работы представляли собой невероятный симбиоз изящества и функциональности. Он мастерски использовал естественные изгибы и природные формы, создавая при этом крайне эргономичные предметы.
Мебель ар-нуво поражала своими плавными линиями и отсутствием прямых углов. Вместо этого повсюду присутствовали изгибы, волнистые силуэты, формы растений и морских обитателей. Популярным декоративным элементом были витражи из цветного стекла Тиффани. Они украшали спинки стульев, дверцы буфетов, абажуры торшеров. Стулья часто имели высокие изогнутые спинки, а ножки стремились напомнить стволы деревьев. Обеденные и письменные столы могли иметь волнообразные края или подстолья с растительными мотивами.
Предмет |
Материалы |
Особенности |
Стулья |
Дерево, витражи |
Высокие изогнутые спинки, растительный орнамент |
Комоды |
Дерево, керамика |
Волнистые фасады, резные узоры |
Торшеры |
Металл, витражи |
Литые растительные формы, цветное стекло |
Излюбленными декоративными элементами ар-нуво были стилизованные изображения бабочек, причудливые цветочные узоры, а также всевозможные витиеватые растительные орнаменты. Они присутствовали в резьбе, росписи, ковке, витражах, рельефах и других украшениях мебели и интерьера.
Оконные и дверные проемы были одними из самых запоминающихся черт ар-нуво интерьеров. Вместо привычных прямоугольных форм использовались асимметричные арочные конструкции. Сами окна и двери часто украшались витражами со сложными растительными орнаментами. Двери могли быть филенчатыми, а филенки покрывались тонкой резьбой с причудливыми узорами. Арки над дверными проемами мастера модерна любили оформлять лепниной в виде переплетенных веток или водорослей.
В архитектуре и интерьерах ар-нуво царили:
Идейной основой ар-нуво было стремление к слиянию человеческих творений и красоты природного мира. Архитекторы и дизайнеры модерна пытались вернуть гармонию между жилищем человека и окружающей средой. Естественные материалы, природные формы, натуральные цвета должны были приблизить жилое пространство к тому, что создано самой природой. Витражи, резные узоры из листьев и цветов, изогнутые деревянные конструкции - всё это служило той же цели единения человека с живым миром.
Стиль ар-нуво, ставший популярным на рубеже XIX-XX веков, до сих пор восхищает своей причудливой красотой и новаторством. Архитекторы и художники того времени осмелились отказаться от сковывавших их строгих правил и канонов. Они черпали вдохновение в самой природе, стремясь объединить рукотворные предметы с естественными формами окружающего мира. Плавные линии, асимметричные композиции, изогнутые силуэты, витиеватые растительные узоры - все эти характерные черты модерна по-прежнему выглядят свежо и актуально. Ар-нуво подарил миру немало шедевров архитектуры и новый, невиданный прежде подход к интерьерному дизайну. Этот стиль стал истинным воплощением красоты и единения человека с природой.
Одним из первых представителей нового стиля ар-нуво, сформировавшего его узнаваемый облик, был чешский художник Альфонс Муха. Его плакаты и иллюстрации с изогнутыми женскими фигурами, окруженными растительным орнаментом, во многом определили характерные черты этого направления искусства.
Ар-нуво или модерн возник почти одновременно в разных странах Европы в конце XIX века. Наибольшую популярность он обрел во Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Испании, а также распространился в США.
Главным принципом ар-нуво было единение человека с природой, гармония рукотворных предметов и естественной красоты окружающего мира. Архитекторы и дизайнеры модерна стремились создавать жилые пространства, максимально приближенные к природе.
Интерьеры ар-нуво характеризовались отсутствием прямых линий и асимметрией, плавными изгибами, причудливыми растительными узорами, цветными витражами, использованием природных материалов - дерева, кованого металла, керамики. Цветовая гамма была приглушенной, естественной.
Мебель в стиле ар-нуво отличалась волнистыми очертаниями, изогнутыми линиями, напоминавшими формы растений. Часто встречались витражи из цветного стекла, высокие изогнутые спинки стульев, витые ножки столов. Основными материалами были дерево, металл, керамика.
Для украшения интерьеров и мебели в стиле ар-нуво активно использовались растительные орнаменты, цветочные узоры, стилизованные изображения бабочек. Эти декоративные элементы присутствовали в резьбе, росписи, витражах, кованых изделиях.
Вместо прямоугольных форм оконные и дверные проемы часто делались асимметричными, арочными. Сами окна и двери украшались витражами со сложными растительными узорами, дверные филенки покрывались тонкой резьбой, а арки над проемами могли оформляться лепниной с переплетенными ветвями.
Шедевры мебельного дизайна ар-нуво создал испанский архитектор Антонио Гауди. Он разрабатывал стулья, кресла, торшеры, воплотив в них изящество и функциональность, естественные изгибы и природные формы.
Предметами декора в интерьерах модерна часто становились витражные абажуры, зеркала в волнистых рамах, резные буфеты, кованые перила, подсвечники и канделябры с растительным орнаментом.
Безусловно, элементы стиля модерн активно применяются и в современном дизайне интерьеров. Витражи, изогнутая мебель, лепнина с растительными узорами, кованые детали, приглушенные натуральные оттенки способны внести нотку изящества и гармонии с природой в любой интерьер.
Причудливые формы ар-нуво оказали заметное влияние не только на архитектуру и дизайн, но и на другие виды искусства. Мотивы модерна встречаются в живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, стекле, украшениях, афишах и книжной иллюстрации.